Артур Ионаускас / Artur Jonauskas

Фотограф, художник, экспериментатор. С 2002 года в своем творчестве использую различные способы печати фотографии как инструмент выражения собственного мировоззрения и личного опыта. Получаю удовольствие, возрождая старые и разрабатывая новые альтернативные способы получения фотографического изображения. Находя точки соприкосновения с искусством печатной графики. Особая миссия на сегодняшний день — возрождение способа печати фототипия (collotype). Как средства авторского выражения, где изображения печатаются масляной краской по подготовленной поверхности с переносом ее на чистый лист бумаги. Превращаея готовую работу в эстамп. Произведение имеет свойства как фотографии, так и печатной графики. Разрушаея разницу восприятия между новым и традиционным искусством. Расширяя границы внутренних диалогов.

«Запечатление / Импринтинг»

Артур Ионаускас принадлежит к тем авторам, которые обращаются к метафизической сущности фотоизображения. В технических приемах находят способ расширения границ жесткой реальности изображаемого. В концептуальном пространстве предлагаемого выставочного проекта запечатление//импринтинг понимается как исходная точка, первообраз начиная с которого строится серия отпечатков-впечатлений. Где преобладающая черно-белая гамма, создаваемая на тончайших градациях полутонов, приводит изображение практически к монохрому. Все это создает ощущение некой отстраненности и спокойной, уравновешенной созерцательности. Если же автор вводит в работу цвет, делая это, как правило, очень сдержанно, то это привносит в оттиск новое эмоциональное звучание.

Артур Ионаускас работает в технике фототипии, в которой масляная краска наносится на подготовленную бумагу, с которой будет производиться печать. Эта техника позволяет ему экспериментировать с каждым отпечатком. Добавляя новые нюансы выразительности и смысла, как это бывает во всех классических техниках эстампа.

Работая с обнаженной натурой, фотограф выстраивает телесность как обнаженно-чувственную реальность. В которой просматривается неоклассическая отстраненность, переходящая к знаковым обобщениям. В этих работах положения и трансформации тел раскрывают глубинные пласты работы сознания и подсознания, а мужское и женское образуют перетекающее единство. Образное решение обнаженности как некоего сокрытия, тайны. Не эротики, но, скорее чувственного осмысления отношений не только с человеком, но и с миром, характерно для работ фотографа. Работая с телом или лицом, упор идет от внешнего образа. Который он зачастую намеренно размывает, вглубь, раскрывая потаенное, что наиболее полно проявляется в работе сериями.

Запечатление как отправная точка, от которой и начинается процесс расширения реального к мефафизическому, особенно наглядно просматривается в городских пейзажах. В которых субъективное впечатление соединяется с объектной реальностью городской среды. Необычные ракурсы, акценты и перспективы, фокус внимания на архитектурных доминантах, в которых проступает новое вневременное звучание. Складываются в собственный авторский язык диалога с пространством города. Свободное обращение с изображаемым, без излишней жесткости и рациональности, позволяет отобразить временные пласты, воспоминания и эффекты присутствие людей, которых уже нет в городском пространстве.

Работы Артура Ионаускаса органично сочетают в себе оригинальную концепцию и мастерское владение техникой фототипии. Которая становится оптимальным инструментом в решении его творческих задач.

Елена Григорьянц, искусствовед.
Для персональной выставки Артура Ионаускаса «Запечатление//Импринтинг». Галерея Док Арт 2022 год.

e-mail